Почему дизайн-проект имеет определенную цену

36111717-dizajn-proekt

Многие люди, не сталкивавшиеся с работой дизайнера очень удивляются, узнав, что дизайн-проект имеет свою цену и зачастую не маленькую. Я хочу внести ясность в этот вопрос.

Во-первых, дизайнер — это профессия, как и врач и педагог и юрист, которая требует времени, сил и финансовых затрат на ее освоение. Это не только природный вкус или талант, но и определенный багаж знаний в области эргономики, колористики, композиции, чертежной графики, компьютерного проектирования, специфики строительных и отделочных материалов.

Один из важных моментов, который заказчик чаще не замечает или не придает ему значения — это концепт-идея. То есть мысль, рожденная в голове дизайнера, которая пока не имеет материального воплощения, но является сутью всего дизайн-проекта. Как удачный сюжет для писателя или красивая музыка для музыканта, идея проекта — это его изюминка, уникальность, неповторимость. И вот, чтобы создать эту идею требуется и багаж знаний, и природный талант, и определенное психологическое напряжение. Эта часть работы чаще всего недооценивается и воспринимается как «деньги за воздух». Если бы каждый человек обладал способностями творца, то и необходимость в подобных профессиях отпала бы, но мы все разные и у каждого есть свои знания, навыки и умения. Как врач должен лечить, учитель учить, так и дизайнер и никто другой должен работать с пространством.

Во-вторых, кроме самой идеи, есть масса рутиной работы, которую надо сделать правильно и с пониманием дела. Обмеры помещения, создание чертежей (точных, верных, понятных), работа по подбору материалов требуют большого количества усилий, времени, напряжения. Именно поэтому очень часто изумляет желание заказчика создать проект за несколько дней. Ведь у дизайнера нет набора готовых решений и требуется вдумчивый индивидуальный подход к каждому проекту.

В-третьих, визуализация! Красивая фотореалистичная картинка будущего помещения — это совершенно отдельная и серьезная профессия. Она предполагает не только профессионального владения специализированными компьютерными программами, но и знание многих физических процессов, ведь правильная постановка света, отражений и теней на изображении — это целая наука! Потому стоимость работ по визуализации приравнивается к стоимости работ по созданию самого дизайнерского решения, куда входит и идея, и чертежная графика и работы по подбору материалов и предметов интерьера. Потому наличие в проекте качественной визуализации зачастую удваивает стоимость дизайн-проекта.

В четвертых, дизайнер — это человек, который способен совместить эстетику с конструкцией. То есть недостаточно подобрать цвет или материал, надо учесть все нюансы креплений, размещений, подводки электричества, воды, воздуховодов и прочих элементов. Ведь мало просто предусмотреть в помещении кондиционер, надо понимать как он работает и как сделать так, чтоб его работа не мешала людям в этом помещении. Или, например, невозможно на место картины поместить телевизор, ведь для телевизора (в отличии от картины) требуется розетка, антенна, провода, которые не должны портить внешний вид пространства. А вы когда-нибудь видели количество проводов для подключения модемов, сплитеров, компьютеров, телевизоров, музыкальных, охранных, противопожарных систем,  и много много чего другого. У неподготовленного человека это может вызвать шок! А что вы видите, когда дизайн-проект реализован и помещение готово к проживанию? Чисто, опрятно, красиво и, о чудо, все работает! То есть, получается, что в одном человеке (дизайнере) должны уживаться и гуманитарные (художественный вкус) и технические знания, что, согласитесь, довольно редкое явление. А эксклюзивность требует оценки.

В-пятых, время не стоит на месте. Меняются тенденции, мода, происходит технический прогресс и дизайнер — это человек, который учится постоянно. Ведь ему надо быть в курсе всех этих изменений. Потому штутдируются тонны журналов, просматривается миллионы сайтов, изучаются сотни каталогов, посещаются выставки, мастер-классы, семинары, конференции. А еще и о вдохновении забывать не надо! Надо как-то питаться энергией прекрасного, чтобы самому это прекрасное создавать. И где же взять на это всё средства и силы, если выполнять проекты бесплатно или за очень скромное вознаграждение?

Вот и получается, что по сути своей проект не может быть дешевым, и если вы хотите существовать в качественно продуманном и красивом пространстве, то и вложения в дизайн этого помещения должны быть соответствующими.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

19 комментариев

  1. Для людей живущих на постсоветском пространстве трудно понять, что услуги дизайнера, проектировщика, конструктора являются такими же, как и услуги адвоката, доктора… Потому и все так.
    Я считаю, что фирмы предоставляющие услуги дизайна, должны заниматься не только искусством рисовать красивые интерьеры, но и предлагать услуги конструкторов, проектировщиков мебели. Это комплексный подход к делу, при котором Заказчик уйдет от массы проблем с ремонтом, проектированием мебели и подбором техники для своего будущего жилица. Эргономика, практичность, красота — три основных стимула в этом деле.

  2. Наталья Иноземцева:

    Нужно к договору прикладывать это разъяснение! Отлично! Круто!

  3. Игорь:

    Мне около шестидесяти и из них половину лет постоянно занимаюсь дизайном помещений.
    Проектируем и выполняем интерьеры используя буквально все техники отделки. Витражи, мозаика, металл, росписи, мебель и т.д. и т.п. Поставляем любые материалы и комплектующие. Правильное русское название нашей профессии – художник-конструктор. Вот из этого все и вытекает. В России при ее полной моральной убогости, более трудной и неблагодарной профессии я просто не знаю. Эта профессия хорошо оплачивается, но она требует от дизайнера колоссальных нервных сил и выдающихся дипломатических навыков.
    Наши заказчики самые жадные, невоспитанные и все знающие. Спорят они и настаивают на своем постоянно, потому если хочется что-то сделать стоящие, приходится с утра и до вечера бороться, причем любыми методами, вплоть до элементарной ругани, ибо при сдачи объекта спрашивать будут с дизайнера и никто при этом не вспомнит, что сам же заказчик все это и предложил. Как можно нашему хозяину — барину, когда он за все платит большие деньги, в культурной форме постоянно доказывать, что он мало, что в этом деле понимает. Дизайн интерьеров в России превратился в удел симпатичных молодых девушек, которые продают свои мысли вместе с собой, превращаясь на период работ в лучшем случаи в подружку жены клиента. Все же свои огрехи они потом сваливают на людей производящие отделочные и иные работы, а те их резко ненавидят. В России только единицам доверяют работу под их творческое имя, когда художники работают без оглядки на клиента вместе со своей сплоченной командой, выполняя работу от и до, делая это радостно , четко и быстро. Такие работы приносят удовлетворение, даже счастье, ибо искусство только так и должно рождаться.
    Вот этого я и желаю всем нашим молодым дизайнерам!

  4. Валерий:

    Хочу выразить искреннюю признательность автору статьи за убедительность и содержательность. Как ни странно, но оплата труда в нашей сфере не только не увеличилась в связи с инфляцией, а наоборот-безобразным образом сократилась.
    Без подобной популяризации цена за проекты будет падать и дальше (и падает неуклонно). Лихие девяностые-это детский лепет в сравнении с нынешним периодом. Поэтому такие статьи очень нужны. Нужны не для того, чтобы «вразумлять безумных», нет. Такие статьи нужны тем заказчикам, которые по простоте душевной не понимают, за что должны платить. Еще раз огромное спасибо!

  5. Нина, спасибо! И всем гостям добрый вечер! Действительно, хорошая статья. Интересно, как работают дизайнеры в Великобритании, Америке, Европе? Наверное, бывшие жители СССР еще долго будут учиться принимать архитектуру и дизайн, 70 лет отсутствия навыков воспринимать прекрасное быстро не пройдут, при любом количестве денег. Еще раз спасибо.

  6. Сергей Кочнев:

    Вопросы по цене отпадут сами собой, когда будет лицензирование этого вида деятельности в соответствии со стандартами качества как в развитых странах.
    Дизайнер будет защищен, но и ответственность на его плечи ляжет немаленькая.
    Зато будет приоритет автора проекта над решениями подрядчиков и «хотелками» клиента.
    Много прочитал на эту тему и понимаю, что цивилизованный подход к нашей работе должен быть комплексным, где дизайнер всему голова и его уровень не должен вызывать сомнений у клиента. И при этом важно, что на рынке не смогут быть дилетанты и демпингеры. Потому как НЕ ЗАКОННО!

  7. Надо все четко прописывать в договоре, кто, что делает и за что отвечает.

  8. Дика:

    Много довелось работать в проектных организациях и в крупных фирмах. Ко всему вышесказанному могу добавить то, что Архитектору, Дизайнеру, Ландшафтнику -приходится быть ко всему прочему психологом, чтобы уметь правильно общаться с клиентами и с руководством, с субподрядчиками и строителями. Половина времени уходит именно на переговоры.Иногда после готовности проекта клиент не платит. Хотя на всех этапах согласование и утверждение без его одобрения не было. Сложно выживать в таком напряжении, уметь противостоять стрессу, находить в себе силы на полёт фантазии. Профессия не для слабых — это точно!

  9. Ирина:

    На сегодняшний день дизайнера народ воспринимает как обслуживающий персонал / я тебя нанял ,твори для меня/. Это пренебрежение кроется в нашем менталитете . Искоренить это будет трудно еще не один десяток лет. Да трудно работать сейчас, или не работать вообще /соглашаешься на любые условия/, так ведь кризис, но голодный художник творит еще лучше, чувства обостряются, появляется азарт, хочется доказать всему миру , я могу еще лучше!

  10. Здравствуйте, Нина! Хочу тоже выразить свою благодарность за статью. Я печник. Наиболее удаленные территориально заказчики, к которым не могу выехать лично, часто просят помочь хотя бы проектом печи или кухонного комплекса, и очень удивляются стоимости. Поэтому мне все это близко. Еще раз спасибо!

  11. Владимир:

    Абсолютно правильная статья. К великому сожалению есть массовые исключения из правильных выкладок. Ведь не секрет, что появляются ряд проектов очень далеких от совершенства, да и от элементарного чувства меры. Главным в таких разработках является количество метров квадратных, а остальное оградили стеклом — и это уже «шедевр», и попробуй возрази такому, с позволения сказать дизайнеру. А ежели он еще и «откаты» дает, так это вообще МАСТИТЫЙ специалист. К сожалению погоня за стоимостью и количеством заказов убила ряд прекрасных мест и городских комплексов разработанных ранее, изуродовала много ландшафтов и панорам. Да, действительно в мире профессия архитектора одна из самых высокооплачиваемых наряду с врачами и адвокатами. Но, к сожалению политика, а вернее политики внесли и сюда много-много, скажем так дегтя, в сию благородную и гуманную профессию. И сегодня, наверное уместно говорить о профессиональной этике цеха мастеров этой отрасли человеческой мысли и деятельности, причем говорить очень серьезно. Может это повлияет на то, что перестанут сносить Златоверхие соборы и строить дома впоперек улиц.

  12. Вячеслав:

    Наши «дизайнеры», настолько обнаглели, что просто нет слов. Сначало берут деньги с заказчика, а потом берут откат с производителя, за то что подогнали заказ) В итоге за «дизайнера» работу выполняют, вплоть до идеи и конструктивного решения, производители))) Людей на столько за комплексовали, что они действительно думают, что без «дизайнера» ничего не сделать. Спрашивать с вас надо по полной программе. Если уж заявляете о себе, так будьте любезны выполнять свою работу самостоятельно, а не за счет других.
    p.s. К добросовестным специалистам, мои комментарии никого отношения не имеют ;)

  13. Татьяна:

    А кроме всего выше перечисленного играет роль и то, что каждая женщина считает себя дизайнером. И поэтому у некоторых возникает вопрос, а зачем вообще нужен дизайнер?

  14. Дмитрий:

    Уважаемые дизайнеры!
    Очень часто работая с представителями вашей неблагодарной специальности, как подрядчик, сталкиваюсь с полным и беспросветным профессионализмом, ни в одной из перечисленных в статье областей. В подавляющем большинстве случаев мне на стол приходит лист А4 с рисунком (именно рисунком, а не чертежом) Великой Идеи Гениального Творца. И пояснение, что вот это должно быть в длину полтора метра. все расчеты, чертежи, и прочую ненужную Дизайнеру чушь приходится делать мне. В большинстве случаев приходится объяснять Его Величеству, что по законам физики вот этот слон на правом ухе простоит полторы секунды, а потом сила тяжести, да, есть и такая, потащит его пятую точку строго вниз, к Земле. То есть к планете, по которой мы смертные, не-дизайнеры, ходим.
    а вот этот симпатичный плоский рисунок, если его перечертить в объеме, будет уродлив, ну попробуйте ради разнообразия вспомнить курс инженерной графики и проделайте это самостоятельно, пока я не убил на этого уродца центнер металла. Не смейтесь, уважаемые дизайнеры, было такое. настоящих специалистов (я сейчас не о таланте, а о банальных знаниях) среди вас единицы. Задумайтесь, прежде чем мне возражать, вы к ним относитесь? В общем и целом я согласен, что дизайнер должен нести ответственность за свой проект. Хотя боюсь, что в этом случае хороших дизайнеров станет больше. вообще дизайнеров станет меньше.

  15. А в России есть дизайн?

  16. Юлия:

    я проэктировала с мужем дом 5 лет. мы фотографировали , что нам нравится, ездили по городам — собирали всю красоту для нас. Потом принесли все наши «думы» архитектору- она посмотрела и сказала, что все ужасно хорошо, но не для нашей страны и условия, эксплуотации и т.д. перекраили всё , что можно. в ходе строительства дома — мы всё же ввнесли свои изменения- так как архитектор сделал несколько очень не правильных расчетов , которых мы ну никак не могли заметить ранее- это стало ясно когда мантировали балки для крыши и т.д. Скоро нужно делать внутреннюю отделку и я никак не могу найти дизайнера -который бы меня услышал и за приемлиемую мне цену помог сделать внутреннюю часть. Вы правы , что после инфляции- цены странные…. но поверьте ( я только о себе) , наши зарплаты тоже не стали другими , а даже уменьшились….. и если в то время когда мы начинали строить, мы расчитывали на одну сумму, то сейчас всё перевернулось … и мы тяжело- но продолжаем… резюме всего одно: совершайте свои мечты, находите все баланс и пусть и заказчикам и дизайнерам и архитекторам- сопутствуют хорошие люди. :)

  17. Виталий:

    Хочу добавить, что сознание нашего общества, заангажировано мнениями, часто клиент боится выглядеть неграмотным и брутальным, и тут же считает, что вы ему уже обязаны, и только наша любовь к творческому процессу позволяет пройти с достоинством и удовлетворением! Даже если каждый заказчик прочитает эту статью, ситуация не поменяться резко, только время сможет взростить культуру в сознании общества, по сути — это наша миссия! Спасибо за статью!!!

  18. Марина:

    А я наоборот сталкиваюсь с подрядчиками, для которых понятные и подробные чертежи — пустой звук, все равно привязки соблюдают «плюс-минус лапоть». То завалено, то криво, то не по центру. Вот и переделывают по сто раз. А дизайнеров, которых Вы описали, я еще не встречала. Скорее всего это самозванцы без образования, которых наняли из-за копеечной стоимости услуг или вообще бесплатно.

  19. Илья:

    Ага! Есть, только прячется.